Тур «Иркутск - п. Листвянка – Порт Байкал - б. Песчаная - о.Ольхон – Иркутск».


Бурятские святыни


Шаманисты не имели специально построенных храмов. По шаманским традициям, обожествляя природу, люди стремились поддерживать баланс в природе и своими действиями не навредить ей. Природа была единым Божественным Храмом, к которому относились бережно: нельзя было рубить деревья у источника, передвигать камни, под которыми жили муравьи, мять траву, убивать животных больше, чем нужно для пропитания и т.д.

 Места, где боги и духи проявили себя или где они действуют, выделяли особо как святое пространство. В таких местах - "контактной зоне" между мирами, сооружали обо, устанавливали столбы-сэргэ и привязывали на ветки деревьев ленты-залаа. Место объявляли священным и сюда приезжали специально для проведения обрядов. По обычаю, который особенно соблюдает местное население, нельзя пройти мимо такого места, не почтив духа-эжина - хозяина этого места, иначе не будет удачи. В XVII-XVIII вв. многие шаманские святыни в Бурятии были ламаизированы и на них стали проводиться буддийские обряды.

 В Предбайкалье, Забайкалье и Монголии большое количество местных родовых святынь, но среди этого множества, есть особенные, известные далеко за пределами районов, почитаемые как святыни Центральной Азии. На острове Ольхон - это Шаманская скала, местопребывание главного из 13 Небожителей - Хан Хутэ-баабая, спустившегося на землю вершить людские судьбы и священная гора Жима, обитель "Белоголового Орла" - Царя шаманов северного мира. В Баргузинской долине - гора Барагхан-Уула, охраняющая буддийское учение с севера, место пребывания хозяина Баргузинской долины - Хажар Сагаан нойона. В Тункинской долине - гора Ундэр Мундарга, местопребывание Буха нойона - прародителя булагатов и эхиритов, главного хранителя Тунки. В Монголии - хребет Гурван-Богдо с тремя священными вершинами (Три божества), особо почитаемыми всеми монголами.

 Общей характерной чертой, объединяющей все эти места, является природная красота, которая выделяет эти природные объекты из окружающего ландшафта. Считается, что в этих местах наиболее продуктивна медитация для получения просветления, энергии и бодрости. Уединение в таком пустынном месте является существенной частью мистического обучения. Основная цель уединения - отвлечь внимание от предметов внешнего мира и направить его к духовному началу. Эффективность таких духовных практик особенно высока в местах, которые почитаются с древних времен и считаются своеобразными "контактными зонами" между мирами, и начинает проявлять себя в сумерках.

 Выделение природных феноменов в окружающем пространстве и наделение их сакральными свойствами известно с древности. Кроме поклонения живописным объектам природы, известно проявление сакрального в камне или дереве. В Ольхонском районе, например, есть береза, растущая из скалы среди пустой степи, ставшая вследствие этого сакральным объектом поклонения для местного населения.

 

НЕОШАМАНЫ ПРИБАЙКАЛЬЯ В XXI ВЕКЕ 

 Несмотря на продолжительные гонения шаманов и повсеместное забвение шаманизма, когда люди потеряли способность видеть духов природы, местному населению Приольхонья удалось сохранить не только знания о шаманских обрядах, но и веру в духов. Сложившееся в литературе мнение об упадке сибирского шаманизма, не совсем совпадает с действительностью. На берегах Байкала сохранились потомственные шаманы, имеющие шаманский корень - "утха" в пятом и даже девятом колене. Из поколения в поколение сибирские шаманы, несмотря на все запреты, передавали "из уст - в уста" родословные предания и легенды, древние шаманские практики, искусство лечения населения природными средствами и травами, умение входить в шаманское состояние - "впустить онго" и способность видеть и общаться с духами. Точно так же, как и тысячу лет назад, сегодня они обращаются с призывом к духам: безошибочно произнося "дурдалгу" (шаманскую молитву), и выполняя традиционную последовательность действий обряда. Большинство современных бурятских семей, так или иначе, соприкасаются с шаманами, знают их имена и адреса, приглашают шаманов для лечения родственников, верят в душу и просят шамана вернуть её, если в процессе жизни её теряют. Без души, говорит шаман, человек может прожить не больше трех лет.
 Современный шаман сегодня зачастую образован, публикует книги, выступает с лекциями, общается с духами, демонстрирует шаманские обряды и святыни, живет в гуще своего народа, переживает все его боли, проблемы, радости, поддерживает все установленные традиции, напоминая забывшим о древних обычаях, в определенно установленное время приносит жертвенные подношения духам предков и духам местности. Сегодня шаман - прежде всего хранитель древних традиций, устного эпического творчества своего народа, знаток обрядов, шаманских молитв и призываний, имен родовых духов. Состояние "онго" хотя и не сопровождает многие обряды, знакомо практикующим шаманам по личному опыту.

 Характерной чертой современного шаманизма Прибайкалья является его открытость для всех желающих. Шаманы охотно общаются, делятся своими знаниями и демонстрируют при зрителях шаманские обряды. Яркий пример этому деятельность ольхонского шамана В. Хагдаева.
 Валентин Владимирович Хагдаев, наследственный, практикующий ольхонский шаман в девятом колене бурятского рода Буян, подрода Хагдай (родовой улус Тонта), в 2000 г. прошел пятое посвящение "хэсэтэ боо" ("получивший бубен"). Во время посвящения неожиданно пошел "слепой" дождь, что расценено стариками как хорошее предзнаменование. Валентин, как истинный шаман, имеет лишнюю кость: тэнгерийн тэмдэг (божественная отметина) - от рождения раздвоенный большой палец на правой руке. По словам Верховного шамана Монголии боо Цэрэн-зайрана: "с такой отметиной шаманы рождаются один раз в век и сейчас больше нет ни одного шамана с двойной костью, как у Валентина". Занимаясь шаманизмом, Валентин Хагдаев закончил аспирантуру Института монголоведения, буддологии и тибетологии Бурятского научного центра СО РАН. Опубликовал монографию "Шаманизм и мировые религии", которая в настоящее время им дорабатывается до диссертации на кандидатскую степень. Он знает наизусть многие, ещё неопубликованные, легенды, мифы своего народа и родовые предания, подробно может рассказать о своей родной земле, практически о каждом памятном месте в Тажеранской степи. Благодаря таким людям, теперь не надо ссылаться на авторитетных европейских исследователей шаманизма, а можно получить информацию о мире духов из первых рук, изнутри самого шаманизма. И надо заметить, что подобная информация, ставшая доступной в последние годы от практикующих шаманов, часто не совпадает с распространенными стереотипами о шаманизме: "духовном каноэ", "путешествии в мир духов через дупло или отверстие в земле", "наличии добрых духов помощников" и т.д.

 Описывая свой опыт шаманского выхода из тела, ольхонский шаман В. Хагдаев пишет: "И следует усвоить, что там, в духовном мире, куда важней богатства и власти то, какой ты был человек - плохой или хороший, злой или добрый и сотни подобных вопросов - ответов задают и отвечают за тебя. Ведь в тот мир, не потащишь ни власть, ни деньги, они имеют силу только в этом земном материальном мире. "Там" исчезают пространственно-временные ощущения - различия, "там" мир бесформенный или много форменный, это зависит от бедности или богатства сознания и воображения. "Там" действительно невообразимо легко, блаженно и невозможно полностью передать словами все те ощущения, которые испытываешь во время выхода и перехода в ирреальный мир, что пришлось испытать мне во время моего первого шаманского путешествия и когда мне с большим трудом и болью удалось вернуться в наш тяжёлый мир, в своё тело".

 Трудно отделить правду от вымысла. Доказать или опровергнуть существование необычной реальности, подлинности путешествия души шамана в другой мир или отнести все это к построениям его ума сегодня, несмотря на многочисленные исследования этого феномена, невозможно. Вопрос о существовании души у человека остается открытым. И хотя эта тема выходит за рамки настоящей публикации, основываясь на конкретных живых свидетельствах практикующих шаманов, ниже, несколько слов с предостережением от моды на "шаманские практики" и насильственных попыток вхождения в измененное состояние сознания. То, что написано у Карлоса Кастанеды, Майкла Харнера и Мирча Элиаде подтолкнуло тысячи европейцев к экспериментам со своим сознанием. Частные случаи вхождения в "шаманское состояние", распространенные по миру авторитетными антропологами, стали хрестоматийным и повторяются в большинстве последующих публикаций о шаманизме. Убеждение в возможности повторения идентичного мистического опыта, уже известного из классических описаний шаманизма, как шаманское путешествие, толкает людей к неоправданному риску с экспериментами над своей психикой. Однако, стереотипы о добрых духах-помощниках и об ощущении безмерной радости в измененном состоянии сознания могут и не совпадать с субъективными испытанными ощущениями. Реальность опыта некоторых шаманских путешествий свидетельствует о полном БЕЗРАЗЛИЧИИ другой реальности к человеку, и даже её враждебности к вторжению на её территорию. Чуждые сущности не желают контактировать даже с эфирным телом шамана.

За пределами объяснимого мира находится область, характеризуемая безвременьем, слитностью прошлого и будущего, отсутствием привычных форм и следствий. В сверхъестественном мире становится возможным прямое восприятие сгустков эмоций и чувств, существующих без форм, ощущаемых напрямую без соответствующих зрительных образов и переживаний - сразу: "Это" - страх, "Это" - счастье. "Это" - Истина. Ощущение глубокого одиночества в пугающем чужом мире без знакомых образов и представлений, встреча со своим страхом, самим собой, который в этом - другом мире без формы и лица, тождественен "Я". Душа распадается и представляется одновременно тремя и даже семью, такой опыт просто может не выдержать неподготовленный разум. Нельзя вернуться в тело и проснуться, несмотря на осознанное желание выйти из необычного состояния. И тогда одна из душ может заблудиться в чужом мире, надолго остаться в пограничном состоянии: с нарушением сна и "голосами" в реальной жизни. И все это ярче и более настоящее, чем в реальной жизни. Нужен ли этот опыт, который невозможно даже передать в словах человеческого разума? Все сказанное содержится также только в одной фразе: "О вреде магического овладения миром". Бурятские шаманы, говорят что без души человек не проживет больше трех лет.

 Характерной особенностью неошаманизма Прибайкалья конца ХХ и начала ХХI века стала публичная демонстрация шаманских "театрализованных" обрядов без "впускания в себя духа-онго" и проведение новых по своему содержанию обрядов, выполняемых шаманом за денежное вознаграждение. Кроме традиционных обрядов по улучшению здоровья и возврата души в тело, все чаще люди просят шамана провести обряд для улучшения своего благосостояния, чтобы шла хорошо торговля или бизнес; для карьерного роста, изменения внешности в лучшую сторону, приворота любимого и т.д. Причем с такими просьбами стали обращать не только местные жители, но и люди из европейских городов России и из-за рубежа. Складывается впечатление, что чем дальше находятся от шамана люди, тем более могущественными возможностями наделяют его. На протяжении нескольких поколений современное общество придерживается системы мышления без использования магии и колдовства, и отказывается от веры в древних духов. Многие люди просто забыли, что к черным формам магии относится использование духовной силы ради материальной выгоды. Опасность заключается в том, что к волшебству очень легко пристраститься. Зачем от каких-либо временных неудач бросаться в крайности и пытаться магическими средствами менять свою карму, бежать от жизни в Тибет, шаманизм, измененные состояния сознания, в иную систему познания и иной способ восприятия? Нужен ли сверхъестественный (астральный) опыт на физическом плане?

 Однако, тяга человека ко всему таинственному и неизведанному привлекает на берега Байкала все больше желающих лично встретиться с практикующим шаманом. По словам В. Хагдаева: "Трудно сейчас отличить кто настоящий шаман, а кто псевдошаман, целью которого является только извлечение как можно большей прибыли и который стучит себя в грудь больше всех, доказывая, что он великий шаман, - забывая о том, что древние шаманы отличались прежде всего скромностью и мудростью, любовью и состраданием к своим ближним".

 В Бурятии уже появились неошаманы, присвоившие себе высшие 9-е степени посвящения "заарин", т.е. шаман который может левитировать выше крон деревьев свободно перемещаться между мирами. Большинство наследственных шаманов западного берега Байкала имеет 1-5 ступени посвящения. Кто из них настоящий, а кто "псевдошаман" покажет время.

 В настоящее время шаманы Прибайкалья и Забайкалья объединяются в ассоциации и шаманские конфессии. В Республике Бурятия в 1997 г. зарегистрирована шаманская конфессия "Боо мургэл", объединяющая в настоящее время в своих рядах 45 шаманов, которые имеют узаконенное государством право заниматься культовой деятельностью в Байкальском регионе. Объединение шаманов Усть-Ордынского национального округа Иркутской области "Сахилган" возглавляет шаман Виталий Борисович Павлов. Оно объединяет около 10 шаманов. В Ольхонском районе живет еще 4 шамана, которые не входят в вышеперечисленные шаманские конфессии. Патриарх ольхонских шаманов, многоуважаемый Орлооб Орбодоевич Орбодоев считал ольхонских шаманов наиболее сильными из существующих, сохранившими наиболее правильно "шаманскую науку".
 Количество шаманов в местности, известной сейчас под названием Ольхонский район, по данным подворных списков за 1884 г. составляло 13 шаманов. В 1962 г. этнограф-фольклорист С.П. Балдаев записал имена девяти шаманов, живших в Приольхонье. В 2001 г. официально практикующих шаманов на этой территории осталось только четверо и много старцев, исполняющих те или иные обряды.

 Современный шаман Прибайкалья сегодня образован, знаком с буддизмом и современными научными теориями. Как уживаются в нем эти две веры: шаманизм и буддизм с современной наукой? На самом деле все очень просто, шаман говорит, что человек хочет быть защищен в жизни от несчастных случаев и проблем. Он хочет здоровья и счастья любым способом. Через защитные мантры лам и через оберегающие заклинания шаманов, человек приносит тем и другим богам жертвенные подношения. Иногда ламы отсылают мирянина к шаманам или наоборот, все зависит от сложности проблемы. В целом человек ищет любой возможной помощи, будь то помощь буддийского божества, современного врача с ученой степенью или шаманского духа-тэнгрия. Он может сегодня после посещения врача позвать домой шамана, чтобы сделать обряд, а завтра поехать в дацан к ламе совершить аналогичный обряд по буддийскому канону. В своей практике шаманы используют "Атлас тибетской медицины", а при гриппе рекомендуют обратиться к врачам. Иногда современная медицина оказывается бессильной помочь больному обычными способами, тогда человек обращается к шаману, знахарю, ламе - альтернативному способу достижения здоровья и благополучия необычным путем. Эффективность древних шаманских обрядов подтверждается вековой и тысячелетней практикой и, случается, помогает отдельным больным людям. Пациенты действительно иногда поправляются. Однако трудно установить, действительно ли прекращение болезни было результатом шаманской терапии или человек поправился самостоятельно.
 Шаманизм бурят - вера, рожденная этим народом в этой местности, на этой земле и сохранившаяся в течение тысячелетий, хотя ей предрекали гибель и исчезновение еще в прошлом веке. Её никогда не признавала официальная власть, так как считалось, что у шаманизма нет стройной канонической литературы. Экстаз шамана официальная наука относила к болезни и расстройству психики. Но время показало, что на самом деле шаманизм жив и его древние практики открывают путь к сверхчувственному восприятию. Экстаз шамана, или по-современному "измененное состояние сознания" стал признанным инструментом для практик, благодаря которым человек может действовать как маг или "видящий". Нет смысла думать о том, кто такие "духи" на самом деле и почему шаманизм действует. Без личного опыта вхождения в измененное состояние сознания невозможно словами передать суть этих знаний "нечеловеческого происхождения и характера". Антрополог К. Кастанеда невыразимое в словесной форме знание образно назвал "безмолвным знанием". Шаманизм находится "по ту сторону" повседневного человеческого опыта и зачастую оперирует закономерностями, многие из которых выше современного понимания. "Сила древних заклятий и практик жива и действенна", - так говорят практикующие шаманы и маги.

 

По дороге к поселку, на перевале, обязательно останавливаемся у обо и сэргэ - отдать дань местным поверьям, попросить духов – хозяев этих мест - хорошей погоды, безопасной дороги, удачи в делах….

 

 

 Сэргэ – деревянный столбик для коновязи. Символизирует "древо жизни", "мировое дерево", объединяющее три мира. Сверху до низу сэргэ обвязаны разноцветными лоскутками материи. У них, кстати, тоже есть свое название – хадак. Считается, что когда ветер колышет ленточку с написанными на ней молитвами, тот, кто ее повесил, посылает свои молитвы небесам, даже если он в это время занят другими делами.

Сегодня у сэргэ чаще останавливаются, чтобы просто брызнуть спиртным в честь безымянного духа местности (эжина). Этот обычай возник из обряда "сасли бариха", согласно которому при любом молебне всегда делается возлияние местным духам молочным алкогольным продуктом – тарасуном.

 

 

 

 

Обо - дословно "куча", "груда" камней.

Как и сэргэ, все обо имеют хозяина. Каждый проходящий обязательно должен преподнести эжину какой-нибудь подарок, желательно что-нибудь съестное. Туристы, однако, отдают предпочтение монеткам или пуговицам. Ведь важен сам факт приношения, а не ценность вещи. Мы просим у эжина хорошей погоды, успеха нашему мероприятию и оставляем духу целую пригоршню монет.

 

Из книги Ламы Ваджрадара Мэргэн Диянина «О соружении ОБО»

Обо воздвигается как местопребывание гениев и драконов земли и воды, которые покровительствуют жителям места, и как место тех жертвоприношений, которые совершаются в честь этих существ. Место для Обо выбирается приятное по своему положению, величественное, возвышенное, гористое, обильное травами водою. Благодетельное следствие Обо и жертвоприношений его гениям: счастье в настоящей жизни, благоденствие народа, умножение стад, увеличение богатств, удаление злых духов, отвращение болезней.

 

Из сочнения Доржи Банзарова «Чёрная вера, или Шаманство у Монголов»

Сооружение Обо и жертвоприношения при них делались в старину довольно просто. Шаман объявлял, что духи, покровители околотка, избрали местом своего пребывания такой-то холм или гору. На этом месте делал небольшую насыпь из земли и каменьев с некоторыми обрядами, и Обо было готово. Это были некоторого рода храмы, где жители приносили свои жертвы богам своей страны. Обо делали большей частью при дорогах, для того чтобы всякий проезжающий мог положить на него какую-нибудь вещь, например волос из гривы коня как жертву богу, пребывающему в Обо, чтобы снискать его покровительство в путешествии. В известное время года жители деревни делали при Обо торжественное жертвоприношение.

 

Из интервью с Достопочтимым Еше – Лодой Римпоче

«Часто люди имеют привычку оставлять после себя конфетные обёртки, пустые бутылки, консервные банки, окурки и т.д. В таких случаях лучше разобрать кучу из камней, убрать оттуда весь мусор: осколки разбитых бутылок и т.д., затем обратно собрать камни, на них поставить чашки с молоком, едой и только тогда начинать ритуал. Надо помнить, что Обо – это место подношений, а не мусорная свалка. Кто бы ни посещал Обо, обязан соблюдать чистоту».

 

 

Тур  «Иркутск- Листвянка – Порт Байкал-б. Песчаная- Ольхон – Иркутск»

 

10 человек

 

Группа

1 день

 2 день

3 день

4 день

5 день

1

корабль/

автобус

Иркутск-Тальцы-

Порт Байкал -

Листвянка а/м

Листвянка-

б. Песчаная

корабль

б. Песчаная-  Ольхон

корабль

Ольхон

экскурсия Хобой а/м

Ольхон-

Иркутск

а/м

 

2

автобус/

корабль

Иркутск-

Ольхон

а/м

Ольхон

экскурсия Хобой а/м

Ольхон-

б. Песчаная

корабль

б. Песчаная-

Листвянка

корабль

Листвянка- порт Байкал -

Тальцы -

Иркутск

 

День 1

 

8.30 – трансфер из гостиницы до места начала экскурсии (Вечный огонь)

 

9.00 - Обзор по городу Иркутску. Посещение места основания города Иркутска, Спасская церковь, мемориал Вечный огонь, набережная Ангары, памятник основателю города – Похабову. Переезд к Знаменской церкви, прогулка в ограде Знаменского женского монастыря, могилы декабристов: Екатерины Трубецкой, Николая Панова, Владимира Бечасного, Петра Муханова, могила писателя Валентина Распутина, русского Колумба – Григория Шелехова. У стен монастыря – памятник Александру Колчаку.

 

10.30 - из Иркутска по Байкальскому тракту до музея Тальцы на 47 км. Музей формата на открытом воздухе. Рассказывает о культуре и быте народов Восточной Сибири. На 90 га территории собраны уникальные деревянные строения крестьянского, оборонного зодчества русского населения Восточной Сибири. Бурятские юрты, эвенкийские чумы и т. д.

 

13.00 – Обед в трактире музея. Примерное меню: салат, борщ, курочка с пюре, блинчики, чай с сибирскими травами.

 

14.00 - Исток Ангары, Листвянка. Посещение Байкальского Лимнологического музея. В нем Вам увлекательно расскажут о происхождении озера, о его уникальных свойствах, об объектах эндемичной флоры и фауны. В музейном аквариуме можно вблизи рассмотреть некоторых жителей озера: рачков, рыб и даже резвых байкальских нерп. «Батискаф» даст Вам возможность виртуально погрузиться на самое дно Байкала, по пути изучив проплывающих мимо обитателей озера. Музей живет и развивается, его работники с любовью и заботой относятся к своему делу, организуют экспедиции и исследовательские работы, на выигранные гранты обновляют экспозицию, привлекают молодое поколение к решению экологических проблем.

 

16.15 – Трансфер до гостиницы «Анастасия»

 

16.30 – Прогулка по воде до Порта Байкал. Мыс Толстый. Шаман-камень. Исток реки Ангара.

Порт Байкал находится на левом берегу истока Ангары, у подножия мыса Баранчик. Поселок является конечным пунктом Кругобайкальской железной дороги. Древнейшие известные истории человеческие поселения на территории Порта Байкал относятся ко времени, когда на этой территории жили эвенки. Известны две их сезонные промысловые стоянки напротив истока Ангары. Сам поселок берет свое начало в первой половине 20 века, когда строящийся Транссиб от Иркутска дотянулся до Байкала, и возникла острая потребность в крупной перевалочной базе с железнодорожного транспорта на водный. Отсюда поезда, грузы и пассажиры переправлялись на другой берег паромами-ледоколами. После того, как была построена плотина Иркутской ГЭС и затоплена ветка железной дороги Иркутск – Порт Байкал, поселок остался тупиковой веткой КБЖД. Летом порт Байкал посещает большое количество туристов. К достопримечательностям Порта Байкал относят исток Ангары и знаменитый Шаман-камень, музей Кругобайкальской железной дороги в здании вокзала, храм Преображения Господня.

 

19.00 – Прибытие и заселение в гостиницу в Листвянке.

Поселок Листвянка, зажатый между озером Байкал и отрогами Приморского хребта, расположен в Иркутской области у истоков реки Ангары и тянется вдоль берегов Байкал на 5 км. Это один из старейших поселков на Байкале, а название свое он получил по лиственницам, произрастающих на мысе Лиственничный.

 

19.30 / 20.00 – Ужин. Свободное время. Прогулка по Листвянке

 

2 День

 

8.30 – Завтрак. Выселение из гостиницы.

 

9.30 - Трансфер от гостиницы до порта

 

10.00Отправление Листвянка – бухта Песчаная.

Бухта Песчаная – одно из самых красивых мест на Байкале, добраться сюда можно только по воде. Белоснежный песчаный пляж, таежные склоны, спускающиеся к самому берегу, уникальные ходульные деревья!

Путешествие на круизном корабле  "РОВЛАН"

Характеристики теплохода: длина 30 метров, ширина 4,5 метра, Скорость 15-18 км/час, максимальная вместимость  до  12 человек.

Теплоход «Ровлан» имеет удобное расположение кают, просторную кают-компанию, малошумный двигатель. На теплоходе 6 кают, с размещением от 2-х до 4-х человек. На верхней палубе расположена рубка с отдельным входом, просторная кают-компания, камбуз отделен от салона барной стойкой, гальюн. В носовой части расположена двухместная VIP-каюта с «французской» кроватью, в каюте имеется совмещенный санузел с душем. Вход из салона. В средней части теплохода 2-х местная VIP-каюта с «французской» кроватью и дополнительным диваном, в каюте имеется совмещенный санузел с душем, шкаф. Вход из салона. В кормовой части теплохода   располагаются четыре  2-х  местные каюты (диван и подвесная койка), санузел с душем. Вход с палубы. Команда: капитан, механик,  повар. Средства навигации, спасения и связи: спасательный плот, радар,  эхолот, система-GPS, радиостанция «судно-судно».

 

3 День

 

8.00 – Отправление бухта Песчаная – о. Ольхон

 

16.00 – Прибытие на остров Ольхон, столицу острова – поселок Хужир.  Трансфер. Размещение на базе «Ольхон».

Остров Ольхон сконцентрировал на своей территории все многообразие природных ландшафтов байкальских берегов. Даже по своей форме он напоминает очертания Байкала. Остров вытянут вдоль берега Байкала на 73 км, а его ширина достигает 15 км. Ольхон находится на территории национального парка и по достоинству считается одним из красивейших мест Байкала.

 

18.00 -  Обзорная экскурсия по Хужиру. Экскурсия к священному «Мысу Бурхан» (скала Шаманка), эта одна из девяти святынь Азии. В скале имеется сквозная пещера. По легенде, в этой пещере обитает дух хозяина острова. Считалось, что это один из его трех дворцов – земной, и отсюда есть выходы в небесный и подземный дворцы. На протяжении многих столетий, возле скалы устраивались шаманские обряды с жертвоприношениями.  Побывав на этом месте, Вы надолго зарядитесь энергией Байкала.

Посещение самой большой на острове художественно-сувенирной лавки. Вашему выбору будут представлены картины, сувениры ручной работы местных мастеров, чаи и травы щедрых берегов Байкала, ювелирные украшения из драгоценных байкальских камней.

 

20.00 – Ужин.

 

3 день

 

08.00-10.00 Завтрак.

 

10.00 Экскурсия «Хобой» сухопутный.

Путешествие на а/м УАЗ до самой северной точки острова – Мыса Хобой. Место необычайной энергетики и красоты. Красивая высокая скала на мысе Хобой, внешне похожа на острый клык, имеет сходство с профилем женской головы с бюстом. Во время экскурсии Вы сможете увидеть потрясающую природную разницу скалистого восточного берега и более пологого западного. В хорошую погоду с мыса Хобой открывается вид на самое широкое место Байкала (80 км). На мысах Саган-Хушун и Шунте-Левый Вы увидите Байкал с высоты птичьего полета. Перед Вами откроется непередаваемый вид на открытый, или как его еще называют местные, Большой Байкал. На обед Вы отведаете ухи из байкальского омуля, приготовленной на костре нашими проводниками.

По возвращению на базу отдыха свободное время. Желающие могут отправиться загорать на 5-ти километровый Сарайский пляж с белоснежным песком.

 

19.00 - Ужин.

 

4 день

 

08.00-10.00  Завтрак.

 

10.00 – Отъезд в Иркутск.

 

 
Тел.: (3952) 48-53-49, (3952) 70-89-89
E-mail: olhon2006@yandex.ru
Рейтинг@Mail.ru
Яндекс.Метрика